![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Сердца четырех: Чавес, Андрейченко, Сакко и Ванцетти
[В сокращении]Хронология событий была вот такой.
1. В ночь на 23.08.1927 Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти были казнены на электрическом стуле по обвинению в убийстве кассира и 2 охранников обувной фабрики в городе Саут-Брейнтри (США).
2. 06.03.2013 президент Венесуэлы Уго Чавес скончался в возрасте 58 лет от последствий ракового заболевания.
3. А еще через 2 дня депутат городского совета Новосибирска, единоросс Андрей Андрейченко предложил переименовать новосибирскую улицу Сакко и Ванцетти и назвать ее в честь Уго Чавеса.
Андрейченко, комментируя свое предложение, сказал:
«Кажется, что предложения переименовать улицу в честь Уго Чавеса можно было ожидать скорее от коммунистов. Но вы ошибаетесь, если считаете, что Чавес был левых взглядов. Их ему приписывают. Насколько я знаю, у него не было тесных связей с коммунистическими и рабочими движениями».
Здесь Андрейченко в целом прав, но не совсем. Чавес являлся первым государственным деятелем с к. 1920-х, который публично заявил о приемлемости идей Троцкого в построении социалистического общества. Он приобрел книгу Троцкого «Перманентная революция» и отметил после ее прочтения, что в СССР «не было социализма, потому что в нем были искажены идеи, заложенные Лениным и Троцким, особенно после возвышения Сталина». В отличие от сталинистов, он признавал, что социализм XXI в. не будет похож на ту систему, которая существовала когда-то в СССР.
А следующие слова Андрейченко выглядят совсем не убедительно.
«А чем прославились Сакко и Ванцетти? Единственное, что можно поставить в заслугу одному из них: он не сдал другого на допросах. А в остальном... Не было у них каких-то убеждений и политических взглядов. Они тупо грабили банки. Кому-то было выгодно сделать из них героев, революционеров. Но надо восстанавливать историческую справедливость».
Надо сказать, что приговор, вынесенный Сакко и Ванцетти, выглядел настолько очевидно неправосудным, что вызвал резонанс не только в США, но и во всем мире. Среди прочих телеграммы прислали Ромен Роллан, Джордж Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Джон Голсуорси, Синклер Льюис и Герберт Уэллс.
Потом оказалось, что виновным был знаменитый вор и убийца по имени Селестино Мадейрос, которого судили за собственные его дела. Когда суд шел к концу, он признался, что им совершены и те убийства, за которые были казнены Сакко и Ванцетти.
«Я живу на улице Сакко Ванцетти, и мне это, мягко говоря, неприятно. — Это опять из обращения Андрейченко. — Однажды один банкир меня прямо спросил, не стыдно ли мне жить на улице, названной в честь грабителей? Если я буду жить на улице Уго Чавеса, мне не будет стыдно».
«Это предложение я оформляю в виде депутатской инициативы. Я понимаю, что эта инициатива вызовет неоднозначную реакцию. И среди депутатов, и среди общественности. О том, что название этой улицы нужно изменить, я говорю уже на протяжении нескольких лет. Считаю, что это название для новосибирской улицы неприемлемо. Можно спорить, но, по-моему, такие исторические персонажи, как Сакко и Ванцетти, не достойны, чтобы в их честь были названы улицы. Другое дело Уго Чавес, наш современник».
***
Собсстно, Чавес имеет не больше и не меньше отношения к Н-ску, чем СиВ. Но раз уж назвали в их честь улицу – нехай будет. А в честь Чавеса можно назвать какую-нибудь новую. Хотя ИМХО и не нужно. Пусть это делают венесуэльцы (ну и прочие латиносы). В Н-ске и вообще в Сибири есть немало своих выдающихся людей.
Но то, что Андрейченко считает мнение банкира более значимым, что