rositsa: (социалист)
[personal profile] rositsa
Бунт голодной армии
04.04.2014


Кто мог предположить еще полгода назад, что в близкую нам Украину, а тем более в русскоязычный Донецк не будут пускать российских корреспондентов? Такой прецедент произошел с целой группой газетчиков и телевизионщиков из Москвы – их просто не выпустили из донецкого аэропорта и посадили на обратный самолет. Да что там журналисты – сегодня уже многие россияне опасаются навещать своих украинских родственников, боясь столкнуться с агрессивными действиями в ответ всего лишь на русскую речь. Что же происходит на Украине? Куда мы движемся? Неужели теперь обречены на бесконечное противостояние с соседями? Об этом Татьяна Кондратович беседовала с политологом, доцентом МГИМО Кириллом Коктышем.

– Кирилл Евгеньевич, сегодня по-разному называют то, что произошло на Украине, разброс терминов широк – от революции до государственного переворота. К чему склоняетесь вы?

– Публично на Украине и на Западе это называется революцией. На самом деле по своей природе произошедшее ближе к бунту. Причем по запросу этот бунт социалистический – в стране назрел запрос на социальную справедливость, на справедливое распределение, на то, чтобы элиты делились с народом. А ответ на эти революционные запросы оказался олигархический. То есть мы видим пока те же самые фигуры из того же олигархического лагеря, которые стремительно приватизируют результаты вот этого переворота. И на выходе получается примерно такая же система, но немножко сменившая лозунги. Вряд ли это устроит и правых боевиков, и абсолютное большинство населения, которое вышло на эти активные протесты, потому что оно ожидало совершенно другого. Ведь западные области Украины живут в чудовищной нищете, практически на натуральном хозяйстве, все случившееся – это выступления людей, которых довели до крайности. Это голодный бунт. Власть слишком долго не делилась, причины, конечно, не столько проевропейские или пророссийские, сколько внутренние, экономические – отсутствие социальной справедливости. А главная проблема сегодня в том, что власть, похоже, не очень знает, как и за счет чего эту справедливость обеспечить. Экспроприация олигархов? Но олигархи не будут экспроприировать сами себя. И дальше возникает вопрос: если свершилась Февральская революция, будет ли Октябрьская? Можно вспомнить уже известную шутку о том, что Украина имеет свои традиции – каждые 10 лет в ней к власти приходят народ и Ю. Тимошенко. Подобное было и в 2004, но сейчас уровень опасности и внутренних угроз гораздо выше.

– Что все-таки объединяло тех, кто вышел на майдан? Ведь в толпе протестующих смешались такие разные люди и настроения?
– Все эти протестующие силы, которые были, собрались и консолидировались против 1о врага – против Януковича, против власти. Как только победа была одержана, сразу возникают противоречия между вчерашними союзниками, и они превращаются в союз кошек, связанных за хвост. И становится понятно, чем бунт отличается от революции – бунт не имеет позитивной программы. Революция имела бы понятный проект будущего Украины, а бунт заканчивается либо реализуется сожжением помещичьей усадьбы. Дальше существует очень серьезная проблема: как выработать позитивную повестку дня. На сегодня, кстати говоря, Украина чудовищно закредитована. Более того, абсолютное большинство ее облигаций скуплено США. Но плюс еще 2 других игрока – Китай и Россия. Хотя по сравнению со Штатами их доля мизерна. США обладают от 80 до 90 % долговых расписок Украины, а это означает, что страна уже не принадлежит себе. То есть в случае дефолта ее активы могут быть распроданы кредитором по совершенно бросовым ценам.

– А какова вероятность того, что бунт все-таки выльется в какую-то более или менее легитимную форму власти?
– Такая вероятность есть. Для этого нужно пройти буквально по лезвию ножа, потому что существуют очень большие проблемы. Эффект «голодной армии» – ведь люди пришли для того, чтобы жизнь стала лучше, а жизнь лучше не стала. Более того, все проблемы еще и обострились. И дальше возникает вопрос: а как такую голодную армию прокормить? Это сегодня ключевой фактор, как направить гнев в какое-то позитивное русло. И, на мой взгляд, среди украинских политиков, наверное, единственная фигура, очень тяжелая фигура, но единственная, которая может взять ситуацию под контроль, – это Юлия Тимошенко. Все остальные политики – они региональные по своей природе. Они не в состоянии выработать всеукраинскую повестку дня, а это означает, что раскол между западной и восточной областями Украины будет только обостряться.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2015

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 31  

Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 24/05/2025 11:44 am
Powered by Dreamwidth Studios