rositsa: юпик по умолчанию (Default)
[personal profile] rositsa
Андрей
Был олигархический восточноевропский-латиноамериканский капитализм, как и сегодня. НИЧЕГО не изменили "новые демократы", только что теперь зарплата 153 евро, а в 2000 году была 45 евро. И легче путешествовать, потому что цени авио-билетов всегда на том же уровне.. :) А путешествовать очень люблю.:) Был за границей много.:) Отель в Париже всегда 50 $, но когда твоя зарплата 50 $, тогда ты не пойдешь... У меня теперь шанс узнать мир лично своими глазами. Но стандард граждан, кроме туризма, не изменился.

Росица
Зарплата выросла в 3 с лишним раза, а цены?

Андрей
И цени тоже, и более, в 4-5 раз. Может быть, что теперь ПЕРЕЖИТЬ более тяжело, но можно сделать что-нибудь по вопросу одежды, машин и путешествиях. Прежде мог ты жить и есть и ничего больше, был "статус-кво" в других аспектах жизни.

***
Улисс

Я читал, что в середине 1990-х в Югославии была проведена денежная реформа, остановившая гиперинфляцию. За счет чего это удалось? На Украине стабилизация гривны в 1996-98 гг. проводилась за счет колоссальных невыплат зарплаты населению - сотрудникам бюджетной сферы.

Aндрей
Милошевича по-ельцинскому сделал "прихватизацию" 1992-93 и гиперинфляцию... У нас зарплата была 1,5 долларов. А 6 миллиард долларов они взяли и отнесли на Кипр, чтобы "сделать прорыв блокады"... Может быть, на то была причина, но результат как в случае Романа Абрамовича. Мы денег не видели, а некоторые люди теперь очень богатые.
Гиперинфляция была трагическая. Зарплата была 3 марок, а олигархи, которые были связаны с СПС, взяли все деньги. Зарплаты были с 6-месячным опозданием, как и на Украине и России, но БЫЛИ. Это случилось 24 января 1994 года. Первые зарплаты были 30 марок, а в конце 1994 были 120 марок. После того флуктуировали, но в конце 2000, после анти-НАТОвской войны, были 90 марок. Но мы могли жить. Во время гиперинфляции было невозможно жить, и шла речь о массовом восстании против правительства.

***
Aндрей

Насчет ЕврАзЕС. Это было бы умно, если бы Сербия, Грузия или Молдавия подумали, что лучше: быть колонией Запада (ждать кредитов и инвестиций) или развивать отношения с себе равными на Востоке. В 1945-1991 мы имели хорошую экономику, потому что думали по второму способу; а в 2000-2003 думали по первому. Нам надоели обещания Запада, и народ голосовал за радикалов. Совсем просто. Если власть будет умной, мы будем развивать отношения и с Евросоюзом и ЕврАзЕС, а не только ждать и ждать от ЕС...
У нас самые большие торговые партнеры ЕС (Германия и Италия) и Россия.

Подзаголовок

Росица

Я знаю, что у вас в Сербии есть школы и гимназии, но чем они отличаются?

Андрей
Школы и гимназии советского типа. Разницы нет.

Латиница

Я.А.

Андрей, а вы там уже окончательно перешли на латиницу? :)

Андрей
Ха! Не перешли... Официально кириллица алфавит государственных органов, и дипломы и большинство ежедневной печати на кириллице... Учебники почти все на кириллице. Но около 50 % надписей на учреждениях на латинице. Зависит от края до края. Например, в некоторых городах латиница не можется употребляться (Ниш). По конституции правительство может запретить латиницу, но были только усилия изменить процент употребления в пользу кириллицы.
Но никто не попробовал, как в Азербайджане, полностью запретить латиницу (там оборотно :-(..). Но много прессы еженедельного характера на латинице, а на телевизиях телепередача 60-40 в пользу кириллицы. Не будет так "легко" про-латиницкому лобби, но и про-кириллицкому тоже...

Пресса

Росица

Что вы можете сказать о нём и вообще о современной сербской (и черногорской) прессе? Насколько она свободна сейчас и как дело обстояло раньше? Сейчас лучше или хуже? И какие российские СМИ (печать, радио-ТВ, сайты) читают-слушают у вас и лично вы?

Андрей
Теперь пресса более свободная, чем после "Демократической революции", когда оппозиционных журналов не было, и когда на правительство никто не мог нападать. Но теперь есть несколько журналов, которые антиправительственно ориентированы. Во время Милошевича оппозиция имела больше свободы в прессе, потому что было 50 % сообщений правительства и 50 сообщений оппозиции, но после 5 октября СПС и Радикалы не могли НИЧЕГО сказать.

Религия

Росица

Какую роль играет в политической и общественной жизни религия вообще и Сербская православная церковь в частности, и как было раньше?
У нас Русская ПЦ очень сильно конфликтует с католиками из-за того, что Ватикан посылает миссионеров на "каноническую территорию" РПЦ. Насколько я знаю, у СПЦ отношения с Ватиканом лучше? И мне приходилось читать, как сербы жаловались, что католикам и мусульманам при коммунистах не мешали исповедовать религию, а только православным. Верно ли это?

Улисс
Андрей, насколько сильны позиции православной церкви в современной Сербии? Много ли верующих? Наверно, в селах больше, в городах меньше, как на Западной Украине? И было ли такое преследование православной церкви при коммунистах, как в СССР - с разрушением церквей, арестом священников, уничтожением икон? Конечно, Православной церкви.

Андрей
Невозможно сказать, действительно ли больше религиозных в деревне, чем в городе. У нас самые религиозные молодые люди, как моя генерация или генерация моей девушки, 20-25 лет, например, и больше религиозна интеллигенция, чем простые люди. Простые люди атеисты. И генерация моего отца и матери вообще атеистическаая или даже антирелигиозная. Старые религиозные люди (до 1945 года) уже мертвы, как мой дед или баба, которые были религиозными. СПЦ самая сильная институция в Сербии, а Патриарх Павле самая сильная личность. Почти все их почитают. Все политики идут к Патриарху на консультации.
"И было ли такое преследование православной церкви при коммунистах, как в СССР - с разрушением церквей, арестом священников, уничтожением икон?" Не так, как в СССР. Но, например, там, где моя мать жила, в южной Сербии, было запрещено отмечать праздники религиозного характера, как Пасха и т. д., но в Воеводине, где мой отец рос, было свободно. Вообще, в "Ужей Сербии", и Черногории было труднее быть верующим, чем в Воеводине, Хорватии и Словении. Хорватские усташи уничтожили много церквей православных, но коммунисты "только" их не реставрировали, но не уничтожали других. В 1945-1947 годах были разрушения церквей, особенно в Черногории и Герцеговине, там коммунисты били очень жестокие и иррациональные....

***
Росица

Не помешает ли твоему крещению вступление в брак с женщиной другой веры?

Андрей
Отношенија хорошие. Но моја девушка православнаја, тоже. У менја била девушка котораја уехала на Новују Зеландију, и ее мат била католкинја (у нас такое слово, не знају по-русски..:(Наверно, не помешает. Свободно женитсја даже в церкви с католкинјом.... И мне даже может бит кумом (человек которие мне дает имја в церкви)- католик!У менја била девушка котораја уехала на Новују Зеландију, и ее мат била католкинја (у нас такое слово, не знају по-русски..:(Наверно, не помешает. Свободно женитсја даже в церкви с католкинјом.... И мне даже может бит кумом (человек которие мне дает имја в церкви)- католик!

***
Андрей

У нас НИКАК не празднуем католическое Рождество, но читал что какие-то бизнесмени в России прославили католическое Рождество, что в Сербии било би ровно катастрофе и националном предатељстве!.
Но, не глјадја на ето, нас бил очењ великиј православниј праздник - Дењ Свјатого Николаја, коториј празднует почти половина сербов, а втораја половина идет на гости. У нас нет именного днја, но каждаја семја празднует свој дењ, "славу" семеј. У менја слава Дењ свјатого Архангела Михаила, в нојабре. Но, о обичајах сербов могу ја тебе писат много...

Росица
Наши бизнесмены - они или подлаживаются под западных партнёров, или сами католики/протестанты. А может, сами католики? Я читала, что артист Машков, который играл в голливудском фильме "В тылу врага" "плохого серба" (а может, и очень плохого, но который против "хорошего американца" - о, конечно, обязательно проиграет ;-))) - католик.
Но у вас же есть и свои, родные католики - не сербы? Если семьи смешанные - то всё равно вы, сербы, не отмечаете? Или не бывает смешанных семей у верующих?

Андрей
Да, венгри, словаки, хорвати, немци, словенци итд. Почти 25 % Воеводини - католики. Православние тољко серби, румини, македонци, русски и украинци. Грекокатолики, которих ми тоже считаем православним (вот их и католики так считајут - католиками, своими!), потому что их церкви ориентировани как православние, и что имејут славјанскују литургију и кириллицу и стариј календар и их попи имејут одежду как нашие, тољко бороду не имејут.
Смешанние семи имејут 2 Пасхи и 2 Рождества :)! Обично... Почти 50 % семеи в Воеводине смешанние. Некоторие между иноверцами, (серб и венгерка очењ частаја комбинација!), но некоторие и между православними (на пример, один из моих самих хороших друзеј - его отец серб, а мат украинка). Проблемов нет.

"Бил очењ великиј православниј праздник - Дењ Свјатого Николаја".

Росица
Замечательно! ;-)))) А когда он был? У святых обычно по нескольку дней... Но я думала, что у вас самый популярный святой - Сав(в)а.

Андрей
Св. Савва не так попуљарниј. Почему? Потому что СЛАВА СЕМИ, ето дењ когда твоја семја принимала христијанство, 1000 или 1500 лет тому назад. Тогда Савва не жил. Очењ малиј номер сербов принимал христијанство после 12. века. На пример, если мусуљман, Азиз, хочет креститсја, если он крестилсја на дењ св. Георгија и взјал имја Иван, его слава и слава его семи будет св. Георгиј. В России, вот ја не знају :), ето св. Иван будет? Личниј дењ, како у католиков? Македонци и Влахи имејут славу, потому что били под сербскиј властју историческиј глјадја.
Каждиј свјатиј имеет тољко один дењ, наскољко ја знају. Самие попуљарние свјатие - св. Николај, в декабре, св. Иоан Креститељ, бил в субботу или в пјатницу, забил, и св. Георгиј, 6. маја.
Моја слава св. Архангел Михаил, в нојабре.

December 2015

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 31  

Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 24/03/2026 08:34 am
Powered by Dreamwidth Studios